Идеже хощет Бог. Жизнь и чудеса старца Порфирия

 

Анаргирос Калиацос

От издательства

     "Идеже бо хощет Бог, побеждается естества чин[1], - говорится в одном из церковных песнопений, посвященном величайшему событию в истории человечества - воплощению Сына Божия. Но русский язык эту фразу можно перевести так: "Если Бог хочет, Он побеждает законы естества", то есть, иными словами, отменяет или изменяет то, что диктуется законами природы, времени, физического пространства. Эти явления, которые необъяснимы с точки зрения рационального, народ издавна стал называть чудесами. Немощный человеческий рассудок недоумевает: что это? Как это возможно? И там, где неверие не в силах найти ответ, вера подсказывает: Все возможно Богу [2].

     Кто Бог великий, яко Бог наш? Ты еси Бог творящий чудеса! [3] - в порыве Божественного вдохновения восклицает Псалмопевец. В другой песне он, обращаясь к своему народу, говорит: Помяните чудеса Его, яже сотвори [4]И действительно, каждый человек, которого коснулось чудо, старается его запомнить, записать, чтобы не только он, но и другие люди могли прославить неизреченное человеколюбие своего Творца.

     Эта книга тоже маленькое, но живое свидетельство одного благодарного сердца о том, как Господь через своего угодника являет людям чудесную помощь. Ведь мы помним из истории Нового Завета, что Спаситель не только сам сотворил множество чудес и знамений, но и даровал такую власть Своим ученикам: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы [5]. А другой Евангелист свидетельствует: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит [6]

     Такую силу получает человек, когда он становится избранным сосудом Божественной благодати, когда благодать вселяется в его сердце и начинает действовать через него, по слову Апостола: уже не я живу, но живет во мне Христос [7].

     Казалось бы, в наше время иссякает вера, уменьшается благочестие и мы уже лишены тех благодатных дарований, какие имели христиане во времена апостольские. Но Господь продолжает посылать нам людей, на которых исполняется его обетование, которые действительно становятся "проводниками" Божественной благодати. Их мало, но Бог наделяет их великим множеством дарований как бы с целью покрыть ими то оскудение, которое есть в мире, чтобы там, где умножился грех, стала преизобиловать благодать [8].

     И вот одним из таких "посланников" Божиих был архимандрит Порфирий, греческий старец, чудотворец ХХ века, о котором хочет рассказать нам автор этой книги. "Таких, как старец Порфирий, Бог посылает в мир раз в двести лет", - говорит о нем неизвестный подвижник нашего времени Паисий Афонский [9]. Это свидетельство исходит от уст человека, чья жизнь была непрестанным подвигом и который мог видеть множество примеров святости и благочестия среди святогорских отцов. И тем не менее отец Паисий всю жизнь восхищался личностью и необыкновенными дарами старца Порфирия. Как-то на вопрос одного из братий он ответил: "Если ты беседовал об этом со старцем Порфирием, не нужно беседовать и со мной, ибо тот цветной телевизор, тогда как я - черно-белый…" [10]. Это необычное сравнение дает лишь приблизительное представление о том даре прозорливости, который имел старец Порфирий. Он был "пророк и чудотворец. Знал и настоящее, и будущее. Все знал - что на земле, под землей, на небе, в воздухе" [11], - подтверждает другой его современник.

     Действительно, Старец "видел" подземные реки и мог определять, какая в них вода. Он мог со всеми подробностями описывать города и местности, в которых никогда не бывал. Он был в курсе вех достижений науки, знал о военных и политических событиях, происходящих в различных частях света. Его духовному взору открывались даже сокровенные глубины прошлого. Подобный замечательный случай описывает сам отец Порфирий: когда он с духовными чадами посетил историческую священную обитель пророка Илии Амфисского, то там, как на телеэкране он "увидел" Божественную литургию исторического значения, которая совершалась накануне восстания 1821 года [12]. В другой раз, во время путешествия на остров Патмос, в Пещере Апокалипсиса Старцу дано было пережить видение, как святой Иоанн Богослов диктовал своему ученику Прохору таинственные строки Откровения [13]…

     Все многообразие таких случаев невозможно описать, а если бы мы захотели найти им объяснение, то выбрали бы одну лишь фразу из Священного Писания: Дух все проницает, и глубины Божии [14].

     Тогда насколько же тонко этот духоносный Старец мог чувствовать и понимать человеческую душу! Есть множество свидетельств о том, с какой поразительной точностью отец Порфирий ставил диагнозы болезней душевных и телесных. "По благодати Божией, чадо мое, вижу все" [15], - отвечал он на вопросы изумленных людей.

     В этой книге описано множество удивительных случаев, когда Старец читал мысли и определял душевное состояние людей, совершал "рентгеноскопию" и исцелял неизлечимые болезни. При этом он как бы немного юродствовал, желая избежать суетной славы человеческой. Отец Порфирий никогда не думал о себе, но, как говорится о нем в одном из рассказов, "его заботило лишь одно: как бы привести чью-то душу ко Христу".

     Чтобы "приобрести" всех, кто приходил к нему, он употреблял всю силу своих благодатных дарований: с академиком он разговаривал как академик, поражая собеседника глубиной своих знаний, молодежь он покорял проницательностью, с людьми искусства сам становился поэтом и романтиком, иностранцев изумлял знанием языков. Малодушным он подавал утешение, больным испрашивал у Бога исцеление, заблудших обращал на путь истинный. Неутомимый в своем суждении, этот добрый пастырь самоотверженно боролся за души людей, и потому беседовал о вере с хиппи и рокерами, творил чудеса перед атеистами и иноверцами. Известен даже случай, когда Старец, освящая дома на Богоявление, зашел также в публичный дом и проповедовал там Христа [16]… Он умел видеть в душе человека самое главное - образ Божий, и это потому, что Старец имел тот самый дар, о котором Апостол сказал, что он есть превосходейший [17]. Это дар любви, который единственный дает истинный смысл и истинную цену всем прочим духовным дарованиям. И об отце Порфирии можно сказать, что любовь Божия излилась в сердце его [18]

     Не случайно Господь судил ему нести свой подвиг в миру, в маленьком храме при Афинской Поликлинике, в самой людной части города. И Старец всю свою жизнь терпеливо нес немощи и скорби ближних, всякий раз устремляясь на помощь туда, где была в нем нужда, - ведь он сам говорил, что Господь дал ему большую благодать для того, чтобы помогать людям. Лишь в последний год жизни исполнилась заветная мечта отца Порфирия: предвидя близкую кончину, он вернулся на Святую Гору и поселился в безмолвной келье в скиту Кавсокаливия, где и окончил свои дни. Излечив стольких людей от рака, он сам был поражен этой болезнью, но ни болезнь, ни смерть не могли разлучить его от любви Божией [19]…

     Личность старца Порфирия была поистине удивительна, и все, кто его знал, сохранили о нем самые светлые воспоминания. Некоторые из духовных чад, может быть, впервые взялись за перо только ради того, чтобы почтить память своего дорогого Батюшки. Автор этой книги - тоже не профессиональный писатель и даже не филолог. Он не претендует на литературный талант, а хочет лишь поделиться с нами тем малым, что имеет сам. Его пером движет не жажда славы, а любовь - любовь к Старцу и к людям, которым он ради духовной пользы со всей искренностью открывает свою душу. И эта искренность придает всей книге какую-то необыкновенную теплоту. Его рассказы очень безыскусны и часто по-детски непосредственны. Он иногда неловко выражает свою мысль, и некоторые его рассуждения о духовных вещах настолько простодушны, что могут вызвать улыбку… Ну и пусть! Мы даже не стремились устранить все "погрешности" стиля, чтобы сохранить живое восприятие живого человека. Когда есть такая "живость", то невольно начинаешь переживать вместе с автором волнение, радость, чувство духовного восторга… А по прочтении книги вдруг приходит ощущение, что и Старец, и автор для тебя - родные, близкие люди, что мы - одна духовная семья и у всех нас - одно великое дерзновение и упование, которым хвалимся [20], - наш Господь Иисус Христос.

  1. Догматик 7 гласа.
  2. Мк. 10, 27.
  3. Пс. 76, 15.
  4. Пс. 104, 5.
  5. Мк. 16, 17-18.
  6. Ин. 14, 12.
  7. Гал. 2, 20.
  8. Рим. 5, 20.
  9. Священник Дионисий Тацис. Когда чужая боль становится своей. М., 2002. С. 228.
  10. Иеромонах Христодул Агиорит. Избранный сосуд. СПб., 2000. С. 246.
  11. Священник Дионисий Тацис. Когда чужая боль становится своей. М., 2002. С. 255.
  12. См.: Георгий Крусталакис. Старец Порфирий, духовный отец и наставник. М., 2000. С. 51. Восстание 1821 года - начало Греческой революции 1821 - 29 годов, в ходе которой была провозглашена независимость Греции от Турции.
  13. Там же. С. 48.
  14. 1 Кор. 2, 10.
  15. Иеромонах Христодул Агиорит. Избранный сосуд. СПб., 2000. С. 339.
  16. См.: Невероятные дары. М., 2003. С. 22.
  17. Ср.: 1 Кор. 12, 31. 22.
  18. Ср.: Рим. 5, 5. 22.
  19. Ср.: Рим. 8, 39. 22.
  20. Евр 3, 6.
   
http://azbyka.ru/tserkov/svyatye/svyatye_i_podvizhniki/kaliatsos_zhizn_i_chudesa_startsa_porfiriya_03-all.shtml
        Вернуться назад

Copyright © 2004 Просветительское общество имени схимонаха Иннокентия (Сибирякова)
тел.:(812) 596-63-98, факс:(812) 596-63-73
E-mail: sobor49@bk.ru, http: //www.sibiriakov.sobspb.ru/