Проповедь настоятеля храма прп. Серафима Саровского протоиерея Игоря Филина на престольным празднике преподобного Серафима Саровского в Песочном

1августа 2020 г.

Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа! Поздравляю вас, возлюбленные во Христе братья и сестры, с престольным праздником нашего храма! Сегодня мы вспоминаем день прославления великого русского святого — преподобного Серафима Саровского. Это великое событие произошло в 1903 году, и уже через год в поселке «Станция Графская» был построен и освящен храм в честь новопрославленного святого — преподобного Серафима. Освящение нашего храма совершил Сергий Старгородский, епископ Ямбургский, который вскоре стал патриархом всея Руси. Без малого сто шестнадцать лет прошло с тех пор. И все эти годы преподобный Серафим Саровский присутствует здесь, среди нас, особенным образом. Всякий, кто обращается к преподобному Серафиму, кто молится ему, знает, что батюшка всегда слышит и всегда откликается. И тот, кто хотя бы раз искренне, от сердца обратился к нему, с той самой минуты всю жизнь будет чувствовать его присутствие в своей судьбе. Могу подтвердить это, исходя из собственного опыта! Самые известные слова преподобного, которыми он всегда встречал паломников, были: «Радость моя, Христос воскресе!» Л юди приезжали к батюшке Серафиму со всех концов Российской империи, чтобы помолиться с ним вместе, попросить духовной помощи и совета. Встречая всех, он неизменно говорил: «Радость моя, Христос воскресе!» Независимо от времени года преподобный Серафим встречал людей пасхальным приветствием: Христос воскресе! Почему именно так, а не иначе? Воскресение Христово — это наше упование, наша надежда на вечную жизнь. Жизнь земная связана с рождением, но и с болезнями и смертью. С радостью, но и со скорбями. Редкий человек радуется всему, что происходит в его жизни. Такой человек либо действительно высокодуховен, либо не совсем разумен. Радость радости рознь. Для нас с вами Воскресение Христово — это та потаенная радость, которая действительно должна освещать нашу жизнь. Но не будем забывать о том, что Воскресение произошло после Распятия, после крестной смерти. Поэтому и святые нередко брали на себя подвиги, которые в святоотеческом наследии именуются умерщвлением плоти. Задача была не в том, чтобы уморить свою плоть, а чтобы умертвить плотские страсти. Все эти подвиги мы можем увидеть на примере преподобного Серафима Саровского: монашество — отречение от мира, необычайно строгие посты, длительное коленопреклонение, ночные молитвы, воздержание не только в еде и питии, но также в зрении, в слухе. Подвижник, который уходил в лес или в пустыню, лишал себя человеческого общения, которое нам с вами необходимо, лишал себя тепла, и заботы, и помощи. Полное отречение от обычной человеческой жизни и есть уподобление Страстям Христа. Почему мы называем святых преподобными? Потому что они пытались уподобиться Христу в отречении от греховного мира и брали на себя тяготы всех этих подвигов, которые в святоотеческом учении называются не иначе как терпение страстей. Терпение страстей всегда связано с перенесением боли. Без боли невозможно избавиться от греха. Любая человеческая страсть, укоренившись в душе человека, становится естественной потребностью. И люди принимают ее и находят ей оправдание. Блудить — это естественная потребность. Развлекаться — это естественная потребность. Чревоугодничать и пьянствовать — это естественная потребность. Но на самом деле — это грех, который разрушает человека. И для того, чтобы освободиться от него, нередко действительно приходится претерпеть боль. Преподобные страдали, борясь со своими страстями, и следовали за Христом. Распятие было не безразлично Человеку Христу, Он страдал в этот момент не как Бог, а как Человек. Он претерпел все муки, как претерпел бы каждый из нас, если бы нас подвергли подобного рода смерти. Благодаря стремлению уподобиться Христу и отречься от угождения своей плоти и своим страстям, человек меняется настолько, что входит в иное состояние бытия. Его человеческая природа плоти и души претерпевает такие изменения, что он перестает быть тем, кем был. Он все еще человек, но уже высшего порядка. Как говорит наше вероучение, путем очищения он возвращается в то состояние, в котором пребывал первоначально Адам, беседуя с Богом. Кроме того, для человека возможно и Христоподобие. Потому что Христос был не только Богом, но и Человеком. Мы с вами тоже имеем возможность стать сопричастниками этого. Но, посмотрев на свою жизнь со всеми ее бытовыми особенностями, можем ли мы сказать, что живем как преподобные? Нет, конечно! Мы не только не живем так, как они, но зачастую об этом даже не задумываемся. Иметь такой духовный дар, какой был у преподобного Серафима и других святых, дано не каждому человеку. Это особый талант, данный Богом. Но каждый из нас в меру своих сил может подвизаться на пути борьбы со своими страстями. Церковь помогает нам в этом: — установлены постные дни: среда и пятница, и день накануне причастия. Существуют многодневные посты; — для православных христиан, живущих церковной жизнью, предусмотрены ежедневные утренние и вечерние молитвенные правила; — нам доступны и таинства Церкви, которые укрепляют наши духовные силы. Но и повседневная жизнь требует от нас хотя бы маленького подвига. Мы с вами должны жить не удобно и комфортно, а спасительно. И здесь стоит думать не о каких-то высоких материях, о которых, ввиду нашей приверженности земле, нам рано и опасно размышлять, а начать обращать внимание на вещи обыденные. Не объедаться, не злословить, быть доброжелательными, стараться помогать людям, а не ждать только от других помощи и поддержки, терпеть свои скорби и болезни. Сейчас лето. В жаркие дни в храме бывает очень душно. Но посмотрите, как у нас одеты сестры, которые поют на клиросе. Я уже не говорю о духовенстве, об алтарниках. Может быть, и вам, собираясь на богослужение, готовясь принять Тело и Кровь нашего Спасителя, стоит вместо футболочки надеть какую-то блузку с длинным рукавом, а мужчинам — рубашку. Наверное, это не так удобно, но зато спасительнее. Потому что церковные правила говорят нам о том, что плоть должна быть прикрыта. Изначально Адам и Ева были одеты в одежды света, и голой плоти их видно не было. Их наготу прикрывала особая благодатная одежда. Но после грехопадения они потеряли ее и стали голыми. И тогда Адам и Ева устыдились появиться перед Богом в таком виде. Они прикрылись, как смогли, листьями и спрятались в густые заросли кустарника — так им было стыдно! А сегодняшнему человеку не стыдно! Он будет ходить голым, потому что ему так удобно! И при этом ничто не шевельнется у него в душе. Если мы с вами серьезно задумываемся о духовной жизни, то все следует проверять таким образом. А спасительно ли это? Удобно — да. Комфортно — да. Но спасительно ли? И если не спасительно, следует сразу от этого отказаться. Конечно, внутренним, а не внешним определяется духовная жизнь человека. Но внутреннее отражается на внешнем. Они взаимосвязаны. Внешние церковные правила возникли не на пустом месте, а в результате великого благочестия, веры и уважения к Богу наших предков. И сегодня не стоит воспринимать эти правила отжившими, а следует вникнуть в их смысл и понять их цель. Христос говорил Своим ученикам: Вы — соль земли. Вы должны пойти в этот мир и осолить его. Для человека того времени было понятно, что соль не только улучшает вкус пищи, но и консервирует ее, останавливает естественное тление и гниение. Мы с вами, как ученики Христовы, должны принести в современное общество именно эту соль. Чтобы, как говорил Христос, видя нашу жизнь, прославили Отца нашего, иже есть на небесех. Но не иначе! Когда говорят: «О! С этим человеком беда, он — православный! Смотрите, что он делает…» Да, быть христианином непросто, но в этом цель и смысл нашей жизни. Тот, кто познал Христа не с чужих слов, а по благодати, знает: ничто, никакие блага не смогут сравниться с благодатью Божией. И следует задуматься: если в нашей сегодняшней жизни так много хорошего, что же тогда нас ждет в жизни будущего века?! Поздравляю вас, мои дорогие, с престольным праздником нашего храма. Постараемся стать достойными наследниками наших святых предков и реальными носителями божественной благодати, которая должна удержать этот мир от гибели. Аминь.

Настоятель храма прп. Серафима Саровского протоиерей Игорь Филин


1.08.20



        Вернуться назад

Copyright © 2004 Просветительское общество имени схимонаха Иннокентия (Сибирякова)
тел.:(812) 240-26-49
E-mail: sobor49@bk.ru, http: //www.sibiriakov.sobspb.ru/