Святитель Иоасаф, епископ Белгородский (1754).


Память 23 декабря (10 декабря по церковному календарю). Обретение мощей (1911) – 17 сентября (4 сентября по церковному календарю).

Святитель Иоасаф Белгородский родился в праздник Рождества Богородицы, 21 сентября (8 сентября по церковному календарю) 1705 года, во время литургии, в небольшом малороссийском городке Прилуках. Его отец, Андрей Дмитриевич Горленко, принадлежал к богатому и знатному роду, был внуком казачьего полковника Лазаря Горленко, выходца из Заднепровья, бежавшего вместе с другими православными от гнета польской унии. Отец святителя не был воином и вел тихую жизнь помещика. В последние годы, отдав имение сыновьям, он удалился на безмолвное уединение в Прилукский лес. Мария Даниловна, его жена, разделяла благочестивые настроения мужа. Своего первенца они крестили в Преображенском соборе и назвали Иоакимом, в честь отца Пресвятой Богородицы.

Рано возлюбил Иоаким монашество. Он часто бывал в Троицком Густынском монастыре, которому много благотворили его дед и отец. В 1675 году в этом монастыре подвизался святитель Димитрий Ростовский, мощи которого были открыты в 1752 году, при епископстве Иоасафа в Белгороде. Примечательно, что в тот же год святитель Иоасаф заложил в Курске храм Рождества Богородицы, с колокольни которого упал, но чудом остался невредим другой избранник Царицы Небесной — отрок Прохор, будущий Саровский чудотворец.

Восьми лет Иоаким поступил в школу Киево-Братского монастыря, незадолго перед тем преобразованную митрополитом Петром Могилой в Академию. Пробыв в Академии 8 лет, юноша решил стать монахом, но лишь через два года он объявил об этом родителям. Они же, желая видеть первенца наследником, не благословили его. Тогда Иоаким отправился продолжать учение в Киев, там оставил слугу для переправки писем родным, а сам удалился в ближайший Межигорский монастырь. 27 октября 1725 года в храме преподобных Онуфрия Великого и Петра Афонского он принял монашеский постриг с именем Иларион, о чем известил родителей с просьбой простить его и благословить. Через два года монах Иларион был назначен в Братскую академию учителем. Здесь на праздник Введения во храм Богородицы при пострижении в мантию он был назван Иоасафом, в честь святого индийского царевича, оставившего земное царство ради Христа. Затем, в Крещение Господне, святой Иоасаф был возведен в иеродиакона. В 1734 году, его назначают экзаменатором при Киевской кафедре, рукополагают в иеромонахи и переводят в Софийский кафедральный монастырь. Вскоре иеромонах Иоасаф получил назначение, которое должно было испытать его как истинного пастыря. Со смирением принимая свой жребий, он записывает: «В год 1737, 24 июня, посвящен в игумена в Спасо-Преображенский монастырь под Лубнами, по крайнему моему нежеланию».

Святитель Иоасаф принял обитель опустошенную пожаром. Средств на восстановительные работы не было. Святитель начал с малого: сам посадил деревца, нося воду для поливки с реки Мгары. Новый игумен был уже к тому времени зрелым наставником иноков, находясь в постоянном богомыслии и богообщении. Усердие в искании правды Божией, взыскательность, основанная на нравственной чистоте, позволили ему со строгостью и смирением управлять братией, и иноки любили своего учителя. В то время начала уже распространяться слава о нем среди людей. Узнав о крайних нуждах обители, многие делали пожертвования. Стоящий в то время в Лубнах принц Гессен-Гомбургский на свои средства построил каменный дом для братских келлий и обнес обитель каменной стеной.

14 сентября 1744 года святителя Иоасафа возвели в сан архимандрита, а через два месяца назначили наместником Троице-Сергиевой лавры под Москвой. С грустью оставлял святитель Лубенскую обитель, и братия провожала его со слезами.

Лавра представляла в то время обширную митрополию. В ее ведении находилось до 15 монастырей и 80-ти сел. Управление ею требовало сложной организации, которая и была возложена на наместника лавры. В этой должности архимандрит Иоасаф трудился три года, совмещая ее с обязанностями начальника Троицкой семинарии.

В мае 1746 года огромный пожар истребил почти всю обитель. С тем же усердием, как и в Лубенском монастыре, принялся новый наместник за возобновление знаменитых святынь. Практически в весь существующий доныне величественный облик Сергиевой лавры вложил свой труд архимандрит Иоасаф. Помимо внешней разрухи, пришлось преодолевать и внутренние нестроения, так как новое время принесло в великую Сергиеву обитель богопротивный дух роскошества и винопития. Но строгий ревнитель благочестия архимадрит Иоасаф строго боролся со всеми пороками, восстанавливая благочестие и чистоту нравов среди монашествующих.

Жизненный путь от Киевской академии до должности наместника обширнейшей лавры готовил святителя Иоасафа к епископскому служению. 1 января 1748 года скончался митрополит Белгородский Антоний. Из четырех кандидатов на его место Святейшим Синодом был избран архимандрит Иоасаф. Хиротония состоялась 2 июня, в день Всех Святых, в Петропавловском соборе города Санкт-Петербурга.

В праздник Преображения Господня епископ Иоасаф въехал по пыльной песчаной дороге в Белгород, казавшийся слишком малым после двух столиц. Каменная церковь во имя Живоначальной Троицы обветшала, колокольня разрушилась. В тот же день святитель отслужил литургию. Белгородская епархия принадлежала к числу самых обширных в России. Здесь царила неустроенность, беспорядочность общественной и церковной жизни, грубые нравы, невежество. Повсюду распространены были нелепые суеверия и колдовство. На такой засоренной ниве и нашли себе применение все таланты богато одаренной личности святителя. Радея о церковном благочинии, ни одного храма в епархии не оставил епископ без личного осмотра. Устроив рядом с архиерейским домом консисторию, он учил здесь молодых церковнослужителей, рассылал множество циркуляров и вдохновенных грамот по всей епархии. Одно из важных распоряжений святителя — запрещение держать на дому Святые Дары — было вызвано непосредственным указанием свыше. Однажды во время своей поездки он остановился для ночлега у приходского священника и не мог заснуть от охватившего его необычайного страха. На полке, среди домашней утвари, заметил он прикрытые бумагой Святые Дары. Всю ночь провел святитель в молитве перед случайно обнаруженной святыней, отвращая кару небесную от нерадивого пастыря, но кары земной тот не миновал: наутро священник был исключен из духовного звания.

В 1754 году святитель приехал в Замостье, предместье г. Изюма. Войдя в притвор Вознесенской церкви, он заметил стоявшую в углу икону Богоматери, служившую перегородкой, за которой ссыпали уголь для кадила. С умилением рассмотрев образ, он воскликнул: «Царица Небесная, прости небрежность твоих служителей, не ведят бо, что творят». С тех пор началось прославление иконы, известной теперь под именем Песчанской. В 1826 году для нее был сооружен новый храм в деревне Пески. Многие здесь получали исцеление от Великой Заступницы. 15 октября 1915 года, во время Первой мировой войны, Песчанский образ Богоматери перевезли в ставку. Во время Гражданской войны он был увезен отступавшими белыми войсками, затем его следы затерялись, но поиски ведутся до сих пор.

Святитель Иоасаф Белгородский никогда не делал уступок духу времени, принятым обычаям и обстоятельствам. В Белгороде содержался под стражей опальный генерал Пассек, которому святитель посылал кушанье со своего стола.

Губернатор заметил, что напрасно он заботится о враге государства. Святитель не смутился и спокойно отвечал, что если губернатор окажется в таком же положении, ему тоже будет посылаться обед с архиерейского стола. Губернатор разгневался, тогда святитель обличил его во многих незаконных действиях, побуждая к исправлению. Бывали случаи, когда Белгородский епископ терпел за свою прямоту и оскорбления, и клевету.

Милосердие святителя никогда не оскудевало. Все доходы от богатой кафедры он раздавал бедным. Существует предание, что, переодевшись в послушническую одежду в зимние ночи он отправлялся к обездоленным. Нарубив дров, он сносил их вязанками к порогу и уходил, никем не замеченный.

В одну из своих поездок в монастырь в село Устинку святитель Иоасаф был в лесу остановлен разбойниками, которые, узнав епископа, тут же изменили свое намерение и встали под благословение. Владыка решительно отказал: «Не благословляю — не тем занимаетесь». На обратном пути один из разбойников коленопреклоненно просил святителя взять его на работу. Владыка определил раскаявшегося на пекарню, сказав: «Ты мне хлеба попеки, а я о твоей душе попекусь».

29 мая 1754 года святитель отслужил последнюю литургию в Белгородском соборе, всех благословил и попросил, чтобы к осени в юго-западной стороне храма приготовили место для его погребения. Он уехал на родину для свидания с родителями. Пробыв там до сентября, он, возвращаясь в Белгород, прибыл в Грайворон, архиерейскую вотчину. Болезнь принудила его там остаться. Приготовив себя к переходу в жизнь будущую елеосвящением, исповедью и причастием, святитель мирно скончался в пятом часу пополудни 10 декабря 1754 года.

15 декабря, после отслуженной в домовой церкви литургии, тело святителя Христова перевезли для погребения в Белгород. Городское духовенство и народ вышли навстречу процессии. Собственных денег после смерти осталось у святителя 80 копеек медью, и консистория запрашивала у Синода средства на его похороны. До конца февраля 1755 года тело оставалось непогребенным, народ стекался в собор для прощания, и никто не замечал следов тления. 28 февраля, после отпевания, тело святителя перенесли в склеп, где, по завещанию усопшего, был устроен алтарь, в котором служились заупокойные обедни. Через два года обнаружили нетленные мощи святителя, и с тех пор пещера стала местом паломничества.

В 1911 году Император Николай II начертал на докладе Святейшего Синода о причтении к лику святых епископа Белгородского Иоасафа. Ныне чудотворные мощи святителя, которые в 1919 году были осквернены и вывезены в антирелигиозный музей, в 1991 году вновь явились миру. 20 лет они хранились под тонким слоем шлаковой засыпки в одном из чердачных перекрытий Казанского собора в Петербурге. Второе их обретение привело к возрождению почитания святого и к созданию прихода его имени при часовне на территории детской инфекционной больницы на Васильевском острове. Был также построен храм святителя Иоасафа в местечке Парголово под Петербургом.

http://www.grad-petrov.ru/calendar.phtml?page=descr&id=4...

 

        Вернуться назад

Copyright © 2004 Просветительское общество имени схимонаха Иннокентия (Сибирякова)
тел.:(812) 240-26-49
E-mail: sobor49@bk.ru, http: //www.sibiriakov.sobspb.ru/