Паисий Святогорец: чтобы больной стал здоров, надо идти на какую-то жертву 
   
 

Главная

Иннокентий Сибиряков
и его
время

Благотворительность и современность

История благотворительности

Пастырское слово

Адреса благотворительности

Россия и Афон

Календарь событий

Слава России

Карта сайта




 


Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут (Мф. 5, 7)


Митрополит Лимассольский Афанасий

______________
Когда мы говорим «милостивый» или «милосердный», то вспоминается милостыня. 
Подходит некто с протянутой рукой, и ты даёшь ему монету или купюру, – это, конечно, милостыня; так же как и участие в различных социальных делах, и в заботе о нуждающихся. 
Все это хорошо и необходимо для поддержания общественной жизни. 
Однако здесь Христос говорит не только об этом, Он не останавливается на внешних вещах – в Его словах есть особенная глубина. 
Когда мы слышим слово «милостивый», наш ум возводится к Самому Богу. Как мы говорим в Церкви: «ибо Ты милостивый и человеколюбивый Бог», «помилуй мя по велицей Твоей милости». 
«Милостивый» – это эпитет Бога. 

Итак, человек милостив в подражание милостивому Богу. 
У преподобного Исаака Сирина есть прекрасные слова: 
«Что такое милостивое сердце? 
Это сердце, скорбящее о всём творении, о всех людях, о птицах, о зверях, о демонах и о всякой твари, так что, когда человек видит их, или вспоминает о них, из его глаз текут слёзы». 
Почему так? Потому что таков Бог. 
Бог любит всех без исключения – это основная истина Церкви; нет ни малейшей перемены в любви Бога к Своему творению. 
Как Он любит нас, так любит и демонов. 
Ибо если Бог кого-то любит меньше, а кого-то больше, то это означало бы, что Он имеет меру в любви, имеет изменения в Себе и не является совершенным. 
Но дело в том, что как раз мы не равны в своей любви к Богу. 
Дьявол вообще не любит Бога, а Пресвятая Богородица всецело любит Его. 
Из нас же кто-то любит Его на десять процентов, кто-то на двадцать, кто-то на сто, и поэтому в наших отношениях с Богом есть различная мера – в зависимости от человека, а не от Бога. 
Это главное, что нам нужно знать, чтобы не возводить на Бога обвинения, будто «Он других любит много, а меня мало». 

Поэтому, когда мы знаем, каков наш Первообраз – Бог, тогда можем понять и человека. 
А также узнаем, что в конечном счёте не можем любить одних больше, а других меньше, также как и то, что мы не должны быть грубы в отношении, например, преступников или людей, оказавшихся в затруднительном положении. 
Не можем в душе питать дурное расположение. 
Ты должен чувствовать любовь ко всем без исключения. 
Рассмотрим, есть ли в нас эта мера совершенной любви? – Нет. 

Мы стоим ниже, всякий в свою меру. 
Хорошо бы, если бы мы были великими святыми. Тогда у нас была бы совершенная любовь. 
Наша любовь мала, но мы говорим о совершенной, чтобы видеть, к чему нужно стремиться. 

Совершенство – это когда ты относишься к человеку с абсолютной любовью. 
Любовь не означает довольствование собственными желаниями, не означает, что я поглупел, не понимаю, что происходит вокруг, и вижу всё в розовом свете. 

Божий человек – не дурак и не безумец. 
Что в действительности происходит? 
Просто из души человека изгоняются страсти и он видит вещи как они есть, видит зло, видит лукавство, прекрасно понимает их, но уже не руководствуется страстями в отношении других людей, и может исправлять нечто мирным, бесстрастным образом, потому что обладает абсолютной любовью. 
Это очень важно, потому что если у нас нет такой любви, то, сталкиваясь каждый день с проявлениями человеческой злобы, мелочности, недостатков, мы начинаем относиться плохо к людям, даже если не хотим этого. 
Таково человеческое несовершенство. 

Если у тебя нет великодушного отношения к таким вещам, то ты попадёшь в ту мельницу, где и сам будешь молоть, и тебя перемелют, и не сможешь вынести ни одной жизненной трудности, даже со стороны самого любимого тобою лица. 
Если мы не имеем милостивого сердца, тогда попадаем в эту мельницу, которая перемелет нас жерновами тягот, разочарований, огорчений, потому что сердце наше не научилось тому духовному благородству, которое рождается от сострадания ко всякому человеку. 
Потому что только когда почувствуешь другого человека, сможешь его понять. 

До такой степени должно быть чувствительно твоё сердце, чтобы оно ощущало мысли и движения других людей. 
А как ты можешь понять их, если сердце твоё черство? 
Когда сердце окаменело от страстей, греха и корыстолюбия, ты не поймёшь ничего из этого или сделаешь ещё хуже: можешь убить другого и смеяться над этим. 
Есть люди, которые радуются, когда мучают других, а есть люди, которые скорбят, если просто услышали или подумали что-то плохое. 
Я говорю сейчас о простоте и чувствительности сердца, которые возникают от духовной работы человека и не имеют ничего общего с депрессией или чем-то болезненным. 
Эта скорбь – не депрессия, не какая-то безнадёжность, а осознание окружающих нас событий такими, как они есть. 

Обретение милостивого сердца начинается с простых вещей: с того, каким образом ты говоришь с другим человеком, с каким расположением помогаешь ему, даже протягивая купюру. 

Почему Христос призвал нас быть милостивыми? 
Для того ли, чтобы бедных сделать богатыми или богатых бедными? 
Конечно, не для этого, а для того, чтобы мы общались с другим человеком. 

Причина милостыни, согласно Евангелию, лежит не в социальной, а в духовной сфере – научиться общаться со своим братом, сострадать ему в его бедах, научиться лишать себя чего-то ради другого, наконец, умереть, чтобы другие жили. 
Как и Христос умер, чтобы жили мы.



        Вернуться назад

Copyright © 2004 Просветительское общество имени схимонаха Иннокентия (Сибирякова)
тел.:(812) 240-26-49
E-mail: sobor49@bk.ru, http: //www.sibiriakov.sobspb.ru/