Священник-психиатр рассказал о мифах и правде относительно зависимостей и психических заболеваний

 

 

Зависимости имеют свойство «перетекать» одна в другую, «тяжелая» — в социально более приемлемую. Например, человек, бросивший пить, может начать не отходить от телевизора. «Апатия (когда у человека утрачиваются интересы) — тревожное состояние. Это может быть проявлением депрессивного расстройства, и оно требует лечения. Если мы видим у человека воздержание от прежней зависимости, но он все равно находится в состоянии психического, духовного неблагополучия, как правило, нужна помощь», — сказал священник. 

По его словам, зависимости часто развиваются на фоне первичных психиатрических расстройств. 

В идеале людям с психическими расстройствами, зависимостями нужна помощь и медицинская, и пастырская (помощь священника). 

Существует множество предубеждений о психических заболеваниях, и на их основе в обществе выстроено соответствующее отношение к больным. Но Церковь призывает видеть в каждом человеке образ Божий. Отец Алексий привел цитату из Основ социальной концепции Церкви: «Психическое заболевание не умаляет достоинства человека. Церковь свидетельствует, что и душевнобольной является носителем образа Божия, оставаясь нашим собратом, нуждающимся в сострадании и помощи». 

По его словам, святые отцы различали три вида психических расстройств: развившиеся от естества (биологические), вызванные бесовским воздействием, ставшие следствиями поработивших страстей. Часто же все проблемы стараются свести к одной крайности, называя все психические заболевания проявлениями одержимости, или же пытаются лечить последствия действительно духовных проблем медицинскими методами. Зависимости подпадают под все три группы заболеваний: начинаясь биологической зависимостью, развиваются в страсть, далее способны дойти до крайней степени — одержимости. 

Говоря о взаимосвязи души и тела человека и о том, почему Церковь уделяет внимание здоровью человека в целом, отец Алексий привел отношение к телу святых отцов. По их мнению, душа — часть человека, оживотворяющая его и проявляющаяся через тело. Тело может влиять на способности выражения души (например, утеря дара речи после инсульта или получения травмы головного мозга), нарушение обмена, концентрации двух-трех веществ, связывающих нервные клетки, также приводит к тому, что «вся деятельность человека, способности души, претерпевают затруднения». В таких случаях у человека больше риска впасть в грех, страсть (точно так же при переутомлении он более склонен к раздражительности; хотя само переутомление не грех, но оно может стать основой для греха). 

Гнушаться медикаментозных методов, с помощью которых можно устранить отдельные физиологические нарушения, неправильно. Потому ни в коем случае нельзя убеждать страдающего алко- или наркозависимостью в том, что он может справиться с заболеванием самостоятельно, без помощи специалиста. По словам отца Алексия, бессонница или другие физиологические последствия зависимости приводят к большому искушению «сорваться». Также со стороны родных важно устроить в семье «одну политику»: если мужу нельзя пить, не должна пить и жена. 

По словам отца Алексия, пытаться оказать помощь зависимому без его желания нет смысла — такие попытки ни к чему не приведут. Чаще всего зависимый не считает себя больным. Человеку нужна мотивация, ею может послужить ухудшение физического состояния (ухудшение сна, памяти, работоспособности). Также к посещению специалиста зависимых приводят происшествия (например, в пьяном состоянии человек разбил авто), после которых они хотят показать близким свою заинтересованность в изменениях себя. Выслушав аргументированный рассказ о своем состоянии от врача, человек может осознать, что с ним что-то не то, и начать лечение. 

«У святых отцов было понимание природы душевных расстройств страждущих, которые к ним приходили. И у них есть довольно много очень актуальной и важной для нас информации, которая иногда даже опережает медицинские достижения», — сказал священник. Так, у святителя Тихона Задонского описаны наиболее важные методы избавления от алкоголизма и других зависимостей, которые признаются и современной медициной, психологией. Фактически краткое описание всей концепции лечения зависимости содержится в его цитате: «От плохих компаний и пиршеств надо удаляться. Надо помнить, что от этой страсти весьма трудно отстать. И многие от этой самой страсти погибают душой и телом. А привыкшим к этой страсти надо крепко против ее мучительства вооружиться, стоять, не поддаваться, молить и призывать всесильную Божию помощь. Надо приводить на память случающиеся от пьянства беды и сравнивать состояние трезвой жизни с состоянием пьяного. Надо напоминать, что многие умирают пьяными во сне и из этого мира в иной переходят без всякого чувства и потому без покаяния». 

Помощь нужна и близким зависимых людей, которые часто становятся т. н. созависимыми. Полностью окунаясь в проблему больного, они могут не заметить, что сами уже страдают психическим расстройством. Среди симптомов созависимости священник-психиатр назвал такие: желание полностью контролировать родственника, страдающего зависимостью; отсутствие заботы о себе (нарушение духовного благополучия); желание спасти (ложная «модель спасателя», которая может косвенно способствовать болезни зависимого и ухудшению состояния близких); отказ от чувств (когда снижается порог чувствительности; например, сначала мать терпит от сына-наркомана крики, затем ругань в свой адрес, побои, воровство); гнев на себя и зависимого; вина и стыд (зависимый насаждает родным чувство вины, «перекладывает» на них ответственность и манипулирует ими, например, родителям — что плохо воспитали ребенка, что из-за них он поступил не в тот вуз и т. д.). 

«Часто зависимый втягивает в свое греховное состояние всех, кого только может, и в первую очередь близких», — сказал священник. Доходит до того, что родители покупают сыну наркотик или дают на это деньги. «Это колоссальный грех! — подчеркнул отец Алексий. — Тот, кто должен быть мобилизован, собран, нести в семью свет и доброту, уходит в категорию греха». По словам священника, близким алкоголика или наркомана очень важно понимать, где они находятся — «на берегу» или же уже в глубине греха, куда их «тянет» зависимый. 

«Очень часто созависимые делают массу попыток помочь своему страждущему родственнику. Но можно задать простой вопрос: вы заботитесь о нем в быту, вы решаете все его проблемы (связанные с работой, учебой, долгами, ущербом, который он приносит), но стал ли он употреблять меньше, реже, стал ли более адекватным? Нет», — сказал священник. 

Он привел духовные и медицинские способы избавления от созависимости. «Самым важным духовным способом является обращение к Господу, возвращение в состояние душевного мира и молитва», — сказал отец Алексий. 

Созависимому нужно: 
– научиться распознавать свои чувства, потому что «осознав свои эмоции, он может научиться реагировать иначе», рационально пользоваться ими и перестать реагировать на манипуляции; 
– прекратить заниматься контролирующим поведением — в большинстве случаев контроль неэффективен; 
– нужно разумное отстранение от зависимого, сохранение некой дистанции (это не пренебрежение); пример подобного показала мать блаженного Августина; 
– прекратить эмоционально зависеть от страждущего, определить границы ответственности его за самого себя; 
– приобрести адекватную самооценку (не самообольщаться, но понимать своё достоинство); 
– избавиться от психологии жертвы. 

*** 
После лекции отец Алексий ответил на множество вопросов аудитории. 

Так, на вопрос о том, лечат ли зависимость от сладкого, отец Алексий ответил: «Обычно не разрушительные для организма зависимости (от интернета, телевидения, пищевые, не приводящие к существенному ущербу), как правило, не требуют медикаментозной помощи. Но здесь вопрос в другом: на фоне чего эта зависимость развилась? Иногда это может быть выраженный невроз, который человек "заедает", какие-то физиологические реакции, которые требуют медикаментозной помощи». 

На вопрос о том, почему считается, что алкоголик — это навсегда, священник ответил: «Греховная страсть, если имела власть над человеком, может опять напасть на него. Иногда это происходит в критические моменты, когда человека окружает стресс — что-то на работе, в семье и пр. Тогда вновь включаются механизмы зависимости... Поэтому всегда необходимо самонаблюдение, внимание, и ни в коем случае не должно быть потакания. Человек может уже быть свободен от страсти, вести трезвую полноценную жизнь, быть гармоничной личностью. Но если он начнет контактировать с тем, с чем у него раньше были проблемы, риск возобновления страсти колоссален, — сказал он. — Страсть может уже быть преодолена, но неспроста у наркозависимых есть фраза: "Наркотик умеет ждать"».


        Вернуться назад

Copyright © 2004 Просветительское общество имени схимонаха Иннокентия (Сибирякова)
тел.:(812) 240-26-49
E-mail: sobor49@bk.ru, http: //www.sibiriakov.sobspb.ru/