ОСОБЕННОСТИ ПАСТЫРСКОГО И ЦЕРКОВНОГО

СЛУЖЕНИЯ В ОНКОЛОГИИ

 

Доклад настоятеля храма прп. Серафима Саровского (Санкт-Петербургская митрополия), прот. Игоря Филина на конференции «Церковь и медицина» (CПб 14-16.06.05)

Храм прп. Серафима Саровского в Песочном расположен вблизи двух онкологических больниц: одна принадлежит НИИ Онкологии им. проф. Н. Н. Петрова, вторая - ЦНИРРИ. Близость этих больниц и их пациентов во многом определяет социальную деятельность прихода. После регистрации прихода и начала регулярных богослужений, в храме стали появляться больные и их родственники, приходящие за духовной помощью и с просьбой исполнения треб.
С 1995 года из среды прихожан создается сестричество для ухода за онкологическими больными, некоторые сестры в целях более углубленной религиозной жизни остаются жить при храме. С 2000 года по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира при храме создается братство и сестричество "Обитель Веры и Милосердия", а в НИИ Онкологии старое здание бюро справок перестраивается в часовню свв. бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана. В часовне силами сестер милосердия ежедневно читаются каноны и акафисты Пресвятой Богородице и святым угодникам, еженедельно служатся молебны о болящих клириками храма, проводятся просветительские беседы и проповеди, в палатах по просьбам больных совершаются таинства исповеди, крещения и причастия.
В настоящее время при храме проживают 11 сестер и 4 брата, 7 сестер несут послушание в часовне, всего в сестричестве состоит более 25 сестер, из них 14 имеют посвящение в сестры милосердия той или иной степени. Сестры "Обители" также окормляют социальный дом в п. Песочном.
Особенностью пастырского служения является то обстоятельство, что священник часто имеет дело с умирающими и тяжко страдающими людьми, которые панически боятся смерти и считают свою болезнь вопиющей несправедливостью. Требуется особый такт и деликатность в общении с ними. Большинство больных являются людьми не церковными и абсолютными невеждами в духовной жизни, причем их религиозные представления складываются из различных источников зачастую далеко не православных, а то и оккультных. Чаще всего больные не имеют представления о том, что такое грех и никогда не исповедовались. Но особого внимания заслуживает разговор о смерти. Прежде всего больного следует расположить взглянуть на жизнь со стороны и показать ему абсурдность отсутствия жизни после биологи ческой смерти. Стремление жить помогает ему ухватиться с радостью за идею вечной жизни, интуиция подсказывает ему, что после смерти что-то есть и если больной делает шаг на встречу пастырю, далее можно перевести разговор на тему о покаянии и подготовке к вечной жизни. Особенно плодотворным может быть упоминание о том, что и больные и здоровые мало чем отличаются в перспективе будущей смерти, и что рано или поздно всем придется пройти этим путем. который так хорошо знаком всем прежде живущим... Деликатно и в нужный момент построенный разговор о смерти так же позволяет больному психологически освободиться, хотя бы на некоторое время, от страха смерти и почувствовать облегчение. Перспектива вечной жизни увлекает человека, у него появляются желание и силы жить, что помогает врачу лечить своего пациента, а пастырю продолжить разговор о взаимоотношениях Бога и человека, человека и Церкви.
Когда онкологический больной готов к участию в Таинствах, ему следует предложить исповедь, подчеркивая, что грех является причиной болезни и искреннее покаяние будет способствовать облегчению болезненного состояния и поможет в лечении. Молитва дает больному найти выход из тупика, в который он попадает не видя взаимопонимания и сопереживания его боли близкими. Божественное прикосновение в Таинствах убеждает страдальца в истинности любви Божией и может решительно переменить его будущую жизнь.
Однако пастырю следует обратить внимание на то, что сам то он не испытывает тяжких страданий и боли и не готовится сам отправиться на кладбище. Поэтому требуется максимально возможное сострадание и усердные молитвы об облегчении страданий болящего и его спасении. Следует бояться обещать скорейшего выздоровления в случае согласия на исповедь, т.к. физические страдания понуждают человека прежде всего хотеть от них избавиться и разговор о Боге, к сожалению, может оказаться всего лишь соломинкой за которую хватается утопающий... Но зато как отрадно священнику видеть чудо воскрешения души, а то и тела смертельно больного.
Когда дело идет на поправку, следует обратить внимание больного на необходимость регулярного посещения храма и участия в Таинствах исповеди и причастия, необходимости ежедневных молитв и желательности посещения святых мест.


Сестры Обители веры и милосердия на крестном ходу в престольный праздник храма Серафима Саровского

Дата публикации: 06.07.05


        Вернуться назад

Copyright © 2004 Просветительское общество имени схимонаха Иннокентия (Сибирякова)
тел.:(812) 596-63-98, факс:(812) 596-63-73
E-mail: sobor49@bk.ru, http: //www.sibiriakov.sobspb.ru/